Историческая литература, легенды и предания сохранили до наших дней
сведения о существовании в районе Каспия, Кавказа и Черного моря легендарных
царств амазонок. О них сообщали Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский...
Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н.э. сообщал, что
наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке,
в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица
этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские
горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточногабере-га этого озера, были
скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии,
Алжире, Тунисе было много племен женщин, отличавшихся воинственностью
и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле
и в течение определенного времени несли военную службу, в то время как
мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством
царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие
в битвах, погребены в трех огромных курганах, которые до сих пор называют
«курганами амазонок».
Диодор Сицилийский сообщает об амазонках Скифии, которые жили по берегам
реки Амазон, потом названной именем сына амазонки Лисиппы — Танаис.
Легенда гласит, что Танаис влюбился в красавицу мать, но, желая избежать
грехопадения, бросился в реку и утонул. После этой трагедии Лисиппа
повела своих дочерей в долину реки Фермо-донт, построила огромный город
Фемискиду в дельте реки и покорила соседние народы вплоть до самого
Танаиса (Дона). Совершив эти подвиги, она героически погибла в одном
из сражений. Ее дочь, став наследницей, превзошла свою мать в приумножений
славы царства. Она ввела обучение девочек с семилетнего возраста грамоте,
физическому и духовному воспитанию, в том числе древним таинствам исцеления.
Дочь Лиссипы покорила многие народы от Танаиса до Фракии. С таким же
успехом царствовали ее преемницы.
Для продолжения рода амазонки ежегодно в течение двух весенних месяцев
встречались с юношами соседних скифских и других племен. Рождавшихся
девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам. Чтобы было
удобно сражаться, воительницы прижиганием приостанавливали рост одной
груди, но при необходимости рост восстанавливали.
У амазонок имелись писанные законы, которые потом были заимствованы
соседними народами, в том числе и древнееврейском государством.
Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили
земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу,
Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий
царь в то время был еще ребенком. Потом амазонки ушли с большой добычей,
оставив небольшие гарнизоны в завоеванных городах. Эти гарнизоны были
изгнаны союзом варварских племен, в результате чего в одном из боев
амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки
вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н.э.).
Одно из владений амазонок простиралось от северо-западного побережья
Каспия (север Дагестана) вдоль рек Кума и Терек в западном направлении
до Кабардино-Балкарии, Дона, Северного Причерноморья, Фракии.
В дельте Кумы на большом острове был когда-то город Фе-мискар. Напротив
устья этой реки на Каспийском море в нескольких километрах от берега
на западной стороне острова Тюлений была крепость амазонок, контролировавшая
водные торговые пути, проходившие в северном и южном направлениях, в
том числе и в Персию.
В устье Старого Терека тоже был важный город амазонок. Терек являлся
их южной границей с соседними народами.
Другим местом компактного проживания амазонок являлся район существующих
ныне городов Майский и Нарткалы. Самые большие погребения воительниц
находились на западных берегах рек Черек и Лексен в юго-восточном направлении
от Нарткалы, а также в 16 км юго-восточнее города Майский.
Распад империи амазонок можно отнести к периоду создания или упадка
империи Александра Македонского. Часть воительниц осталась в местах
их оседлого проживания — на берегах Кумы, Терека, Черека, Дона, в Северном
Причерноморье и т.д. и со временем смешались с другими народами. Другая
часть амазонок перекочевала в другие края.
Согласно историческим источникам и сказаниям амазонки с Фермодонта основали
ряд поселений и город на Западном побережье Черного моря.
В середине (тысячелетия до н.э., под давлением каких-то обстоятельств,
часть амазонок ушла в северном направлении в горы Чехословакии, а затем
на Рейн (Германия), в Бретань (Франция), в Испанию и восточную Англию.
Другое амазонское царство располагалось в Малой Азии «за Холдеями».
Оно простиралось от юго-западного побережья Каспия до озера Урмия и
вокруг него. Главный город этого царства находился в районе города Мераге
(Иран).Анатолийское царство амазонок стало угасать после смерти Александра
Македонского. Часть деятельных амазонок этого региона ушла на юг Аравийского
полуострова (Йемен), в район дельты Нила, в Ливию и далее.
Амазонки строили много храмов. Служившие в них жрицы передавали великие
знания Востока воительницам, которые умели читать и писать. Поэтому
многие из амазонок под старость уходили к соседним народам, где обучали
детей грамоте, премудростям жизни, а девочек — целительству. Этих грамотных
амазонок называли «йогинями». В христианскую эпоху это название трансформировалось
в «бабу Ягу», что отразилось в русских народных сказках.
Но что означает слово «амазонка»? Происхождение ее до сих пор неизвестно.
В русских «Азбуковниках толковых словарях», распространенных в Московии
в XV—XII вв., называют «Амазонистскую землю», а женщин «а мазаникы».
Третьяковский указывал на связь амазонок со Скифами и праславянскими
народами. Он считал, что толкование этого слова греками искажено. Слово
«а мазаникы» надо понимать как омужание (т.е. мужественные женщины).
Не исключено также, что «а мазакины» означает «помазанники», т.е. посвященные
в священный женский союз. Что касается причин образования женских сообществ
и царств, имевших сильные армии, то они представляются следующими. Судя
по легендам и мифам Древней Греции и Рима, между богами и их окружением
происходила жестокая борьба. В этих легендах говорится только о богах
Средиземноморья. Борьба греческих богов не могла не затронуть интересы
других центров цивилизации. Не исключено, что в этой борьбе погибло
много мужчин. Вероятно, что жены и дочери поверженных титанов, царей,
спасаясь от преследователей новых правителей, уходили под защиту богов
и богинь в своеобразные «монастырские сообщества». В этих амазонских
царствах было много храмов и жриц. Были свои законы, близкие к монастырским.
Амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса.
Назад.