«агадки истории.
 
“уринска€ плащаница.
   
 
»нтеллектуально-ролева€ онлайн игра «олотой  лон
Ќи одна религиозна€, а может быть, и светска€ реликви€ не вызывает к себе такого жгучего интереса, как “уринска€ плащаница Ч фрагмент льн€ного полотна с несколько размытым изображением. ƒаже если бы это был просто имеющий двухтыс€челетнюю давность портрет человека, то и тогда наверн€ка он привлек бы к себе внимание исследователей. Ќо тут случай уникальный, можно сказать, вселенского масштаба. Ќа плащанице, как прин€то считать, проступает лик самого —ына Ѕожьего »исуса ’риста, расп€того при римском прокураторе ѕонтии ѕилате и обернутого при захоронении легендарной тканью. ¬ таком случае это не просто покрывало, а нечто высшее, запредельное, ввод€щее нас в область великой тайны.
—амое поразительное состоит в том, что св€щенный предмет возник как будто ниоткуда, сам по себе и неизвестно кем изготовленный. » если первые воспоминани€ о плащаницах как таковых относ€тс€ к концу VI в., то данна€ реликви€ исторически €вл€етс€ на свет только в середине XII в. «атем она снова исчезает и по€вл€етс€ только в XIV в. √де она была до сего времени, как обнаружилась и где странствовала Ч об этом и пойдет речь. “ем более что многие легенды, окружающие и саму плащаницу, и те исследовани€, которые ведутс€ вокруг нее, уже давно стали предметом особой дискуссии.
¬се эти годы споры о погребальной одежде ’риста то затухали, то вспыхивали с новой силой. ќно и пон€тно, поскольку речь идет не только о подлинности сакрального предмета, но и в определенном смысле о фундаменте христианской веры, истинности самого событи€, которое случилось в начале новой эры в »ерусалиме.  онечно, ни наличие, ни отсутствие плащаницы устои веры поколебать не могут, но они придают св€тость минуте прикосновени€ Ђсегодн€ и сейчасї к тому, что живет в душе каждого верующего. ¬се это и обусловило колоссальную прит€гательность реликвии, котора€ будоражит умы всех католиков, христиан, церковных де€телей, ученых. ¬сех, кто считает религиозное сознание высокой сферой человеческого быти€.
—овременное название плащаницы идет от италь€нского города “урина, который официально и неизменно €вл€етс€ местом ее пребывани€ с 1578 г. —амо же по€вление реликвии возвращает к тому роковому событию, которое произошло в начале новой эры сначала на √олгофе, а затем в каменном склепе, где плащаница впервые фигурирует как материальное свидетельство упокоени€ ’риста.
”поминание об этом факте встречаетс€ у всех четырех евангелистов.
ќт ћатфе€: Ђ огда же настал вечер, пришел богатый человек из јримафеи, именем »осиф, который также училс€ у »исуса; он, прид€ к ѕилату, просил тела »исусова. “огда ѕилат приказал отдать тело; и, вз€в тело, »осиф обвил его „истою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалилс€ї.
ќт Ћуки: Ђ“огда некто, именем »осиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из јримафеи, города »удейского, ожидавший также ÷арстви€ Ѕо-жи€, пришел к ѕилату и просил тела »исусова; и, сн€в его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положенї.
ќт ћарка: Ђ» как уже настал вечер Ч потому что была п€тница, то есть день перед субботою, Ч пришел »осиф из јримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал ÷арства ¬ожи€, осмелилс€ войти к ѕилату и просил тела »исусова. ѕилат удивилс€, что ќн уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? », узнав от сотника, отдал тело »осифу. ќн, купив плащаницу и сн€в ≈го, обвил плащаницею, и положил ≈го в гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гробаї.
ќт »оанна: Ђѕосле сего »осиф из јримафеи Ч ученик »исуса, но тайный из страха от »удеев Ч просил ѕилата, чтобы сн€ть тело »исуса; и ѕилат позволил. ќн пошел и сн€л тело »исуса. ѕришел также и Ќикодим, приходивший прежде к »исусу ночью, Ч и принес состав из смирны и алоэ, литров около ста... ќни вз€ли тело »исуса и обвили его пеленами с благовони€ми, как обыкновенно погребают »удеиї.
»так, казнь свершилась, и тело, завернутое в покрывало, упокоено в пещере. Ќа следующий день была суббота, и по закону иуде€м предписывалось устран€тьс€ от всех дел. ј в воскресенье 16 числа мес€ца нисана, т. е. 5 апрел€ по нашему летосчислению, к пещере пришли ћари€ ћагдалина, апостол ѕетр и другие верные ’ристу люди. » тут они обнаружили совершенно неверо€тную вещь.
ќт Ћуки: ЂЌо ѕетр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие и пошел назад, див€сь сам в себе происшедшемуї.
ќт »оанна: Ђ¬след за ним приходит —имон ѕетр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе ≈го, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом местеї.
“аким образом, евангелисты четко указывают на то, что после воскресени€ ’риста были найдены лежащие пелены и платок, который был на голове —пасител€. ¬еро€тно, этот важный факт был не случайно упом€нут в ≈вангелии от »оанна. ќн состоит в том, что голова покойного обв€зывалась платком, что вполне соответствует иудейским погребальным ритуалам. «апомним этот эпизод.
„то же было дальше? «десь мы вступаем на зыбкую почву легенд и преданий вплоть до XIV в., когда плащаница уже стала фигурировать в хрониках. ќднако еще с первых веков христианства существовало множество рассказов о Ђнерукотворномї образе ’риста. »звестно, например, о житии св€той ¬ероники, благочестивой иерусалимской женщины, подавшей »исусу на его пути к √олгофе свое головное покрывало, которым он €кобы отер пот и кровь с лица и на котором запечатлелс€ его лик. —уществует также истори€ о царе независимого государства Ёдессы јбгаре V ¬еликом, которому ’ристос €кобы послал плат со своим нерукотворным образом и тем самым исцелил правител€ от проказы. ѕравда, в подобных легендах всегда говорилось о лике ’риста, но нигде не упоминалось о погребальных пеленах. ¬полне возможно, что за этими предани€ми сто€ло нечто реальное, а именно: это те пелены, о которых говоритс€ в ≈вангелии от »оанна и которые ученики наверн€ка унесли с собой. ѕравда, по иудейским законам предметы, находившиес€ в соприкосновении с умершим, считались нечистыми. Ќо ведь »исус дл€ учеников не умер Ч он воскрес, а значит, был живым, и пелена с чудесным отпечатком его тела Ч убедительное тому подтверждение.
≈сли обратитьс€ к церковным предани€м православной церкви, то можно обнаружить свидетельства XIЧXII веков о том, что в те времена плащаница хранилась в  онстантинополе в храме —в€той —офии и выставл€лась дл€ поклонени€ на —трастной неделе. » вдруг она бесследно исчезает из  онстантинопол€ во врем€ вз€ти€ города крестоносцами в 1204 г. ѕравда, сохранились воспоминани€ некоего французского рыцар€, участвовавшего в походе, о том, что он сам видел плащаницу в храме, но ее дальнейша€ судьба ему неизвестна. ≈сли реликви€, как и многие другие св€тыни, была захвачена крестоносцами и увезена в «ападную ≈вропу, то где она могла находитьс€ 150 лет?
ћногие историки не без основани€ полагают, что все это врем€ плащаница хранилась у тамплиеров, представл€вших христианский военизированный орган, основанный в XII в. »сследователи обратили внимание на одно странное совпадение: глава ордена тамплиеров Ќормандии, казненный во времена гонени€ на них королем ‘ранции ‘илиппом в 1314 г., носил им€ ∆офре де Ўарни, точно такое же, как и первый официальный обладатель “уринской плащаницы, в собственность которого она перешла от предка в 1353 г. Ќадо заметить, что в крестовом походе 1204 г. на  онстантинополь участвовали рыцари из »талии, ‘ранции и Ќормандии, они-то как раз и свидетельствовали о том, что в храме поклон€ютс€ изображению некой таинственной голове с рыжей бородой.
 стати, в 1951 г. в јнглии при реставрации здани€, некогда принадлежавшего тамплиерам, было обнаружено изображение этой таинственной головы. ѕод штукатуркой на потолке нашли доску с изображением лика, похожего на образ с “уринской плащаницы. ѕо своим размерам эта доска вполне могла служить крышкой дерев€нного ковчега, в котором тамплиеры хранили реликвию. ћожно предположить, что ∆офре де Ўарни был близким родственником того тамплиера, которому в годы гонени€ на орден и передал на хранение св€тыню, захваченную 150 лет назад. “огда становитс€ пон€тным нежелание де Ўарни-второго объ€снить тайну приобретени€ им плащаницы Ч прошло всего 40 лет после казни тамплиеров, и они все еще продолжали оставатьс€ вне закона.
≈сли дело обсто€ло именно так, тогда мы не только имеем возможность проследить историю покрывала на 150 лет в глубь событий, но и найти недостающее звено, св€зывающее повествование о “уринской плащанице с преданием о покрывале из храма —в€той —офии в  онстантинополе. ѕравда, в ¬изантии была хорошо известна и почитаема друга€ св€тын€ Ч Ќерукотворный —пас, или по-гречески ћандилион, из Ёдессы. Ёто, по-видимому, тот самый плат, о котором писали евангелисты.
ƒл€ освобождени€ ћандилиона из Ёдессы, ставшей к тому времени мусульманским городом, был предприн€т военный поход, который успешно завершилс€ в 944 г., когда весь  онстантинополь праздновал внесение Ќерукотворного —паса. ј вот плащаница по€вилась в  онстантинополе как-то незаметно. Ќо известно, что в XI Ч XII веках она уже выставл€лась в храме —в€той —офии. ƒо недавнего времени считалось, что это две разные св€тыни. ќдна размером с плат, друга€ Ч покрывало, т. е. на одной изображен только лик, на другой же Ч все тело. ¬нимательно изучив исторические сведени€ о ћандилионе, ученые пришли к выводу, что “уринска€ плащаница и плат Ч это один и тот же предмет, но в разные периоды своей истории. —охранены впечатлени€ императора  онстантина Ѕагр€нородного в изложении его царского писар€. ¬ 944 г.  онстантин, будучи еще мальчиком, при свечах рассматривал развернутый ћандилион. √лавной неожиданностью было то, что образ оказалс€ монохромным, а не цветным, как предполагалось. Ќа нем €вственно различалс€ лик —пасител€. јрхидиакон храма —в€той —офии √ригорий высказал предположение, что Ќерукотворный ќбраз возник буквально Ђиз-за испарины смерти на лице ’ристаї. ѕодтверждение этому эпизоду можно найти в манускрипте XII в., в котором обнаружено изображение, иллюстрирующее преклонение императора перед развернутым ћанди-лионом. ѕримечательно то, что его размеры соотносимы с размерами “уринской плащаницы: его держат на весу два человека.
»сторикам ¬изантии хорошо было известно, что ћандилион из Ёдессы имел и другое греческое название Ч “етрадиплон. «начение этого слова Ч Ђсложенный вчетверої Ч было не€сным. ≈сли же мы обратимс€ к “уринской плащанице, то смысл этого названи€ станет пон€тным. ѕо следам от пожара, в котором четырехметрова€ плащаница сильно пострадала, можно определить, что она была сложена вчетверо так, чтобы лик оказалс€ посередине и на поверхности сложенного полотна, высота которого составл€ла в таком виде п€тьдес€т сантиметров. »менно в сложенном состо€нии, к тому же под окладом, плащаница хранилась в Ёдессе. ѕоэтому Ќерукотворный —пас из Ёдессы был известен именно как образ только лика —пасител€, и как Ќерукотворный ќбраз он попадает в  онстантинополь. “олько спуст€ некоторое врем€ было установлено, что ћандилион есть погребальное покрывало »исуса ’риста, после чего в православной церкви сложилс€ чин поклонени€ —в€той плащанице в —трастную неделю Ч чин, который совершенно отсутствует в католической церкви.
≈сли дело обсто€ло так, как предполагают историки, если “уринска€ плащаница и православный Ќерукотворный ќбраз из Ёдессы Ч один и тот же предмет, то мы можем проследить историю плащаницы вплоть до 525 г., когда св€той ћандилион был найден спр€танным в стенной нише над городскими вратами в г. Ёдессе на севере ћесопотамии (ныне г. ”рфа, “урци€). Ёто событие радикальным образом повли€ло на канон изображени€ √оспода »исуса ’риста, поскольку до VI в. его изображали круглолицым, без бороды и с короткими волосами, наподобие императоров или греческих богов. ”ченые наход€т более двадцати признаков, по которым можно отождествить образ на иконах Ќерукотворного —паса, списанных с ћандилиона, с образом на “уринской плащанице.
“ак или иначе, но св€щенное покрывало, св€занное с именем ∆офре де Ўарни, возвращает нас к 1353 г., моменту его достоверно зафиксированного обретени€. Ќадо сказать, что факт этот отнюдь не вызвал восторга у клерикальных властей. ѕеред ÷ерковью и всем христианским миром встал тот самый роковой вопрос, ответа на который нет до сих пор: что же такое “уринска€ плащаница? —обственно говор€, ответов может быть только три, и церковным владыкам XIV в. это было €сно не хуже, чем потомкам в XXI в. Ћибо плащаница действительно €вл€етс€ подлинной погребальной пеленой »исуса, хран€щей отпечаток его тела, след чудесного воскресени€, либо она Ч художественное воспроизведение этой пелены, созданное неким иконописцем, либо ее следует считать подделкой, имитацией, делом рук ловких фальсификаторов, имевших целью ввести верующих в заблуждение.
ѕоложение оставалось неопределенным до тех пор, пока в 1389 г. сын ∆офре де Ўарни, заручившись поддержкой ѕапы  лимента VII, попыталс€ снова выставить плащаницу в городском храме. –еликвию поместили в специально выстроенной церкви в Ћи-рее Ч владени€х де Ўарни близ ѕарижа. Ќо этому воспротивилс€ местный епископ ѕьер д'јрси, официально объ€вивший, что изображение на полотне Ч дело рук художника. —обственно, его меморандум и €вл€етс€ первым документом о “уринской плащанице, которым располагают историки.
—пуст€ год ѕапа  лимент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но при этом разъ€сн€ть прихожанам, что это не насто€щее полотно, в которое »осиф јримафейский завернул тело ’риста, а Ђего художественное воспроизведение Ч иконаї. ј в 1452 г. уже внучка де Ўарни ћаргарита передала или продала плащаницу герцогу —авойскому. ќна хранилась сначала в соборе французского города Ўамбери, а затем была перенесена в “урин, где с 1578 г. и поныне хранитс€ в специальном ковчеге в соборе ƒжованни Ѕатиста.
¬ общем-то пон€тно, почему  лимент VII не решилс€ в 1390 г. вз€ть на себ€ ответственность подтвердить подлинность плащаницы как величайшего христианского документа, сохранившегос€ чудом, или публично заклеймить почитаемую реликвию как кощунство и обман. —корее всего, така€ осторожность была св€зана с непониманием им и факта воскресени€ »исуса ’риста, и того, как же оно произошло. — таким осторожным полупризнанием плащаница просуществовала до конца XIX в. » все же по традиции раз в год на поклонение к ней нескончаемым потоком устремл€лись паломники из разных стран ≈вропы, хот€ тогда почитание христианских св€тынь было уже гораздо менее фанатичным.
¬се в одночасье изменилось с 1898 г., когда началс€ третий, современный период истории плащаницы, ее новое чудесное обретение. — этого момента начинаетс€ совершенно ина€ жизнь загадочного полотна, которое вызвало огромный интерес не только у историков-религиоведов, но и у многих миллионов людей, верующих в ’риста.
¬ тот исторический год в “урине проходила выставка религиозного искусства, где впервые за 30 лет была выставлена плащаница. —реди организаторов выставки был туринский адвокат —екондо ѕиа, известный своими фотографи€ми знаменитых италь€нских пам€тников древности. ќн сумел убедить председател€ оргкомитета в технической возможности и необходимости сделать фотографию великой св€тыни. ’удожественна€ фотографи€ тогда только зарождалась, и, при несовершенстве аппаратуры, съемка требовала немалых усилий и мастерства. ќсобую проблему дл€ фотографа представл€ло само расположение плащаницы и ее освещение.  роме того, делать снимки можно было только ночью, когда выставка дл€ посетителей закрывалась.
ѕерва€ попытка закончилась неудачно, но ѕиа не успокоилс€, пока не сделал еще несколько фотографий. ƒве из них и произвели насто€щую сенсацию. ѕозднее —екондо писал: Ђя был потр€сен, когда от самого начала в ходе про€вки видел, как по€вл€лось —в€тое изображение. ћен€ охватило не только изумление, но и удовлетворение, поскольку € видел положительный результат своего предпри€ти€. —в€та€ ѕлащаница ’ристова каким-то невообразимым образом сама предстала как фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Ётой —в€той ѕлащанице, этому удивительному негативу в человеческий рост намного больше тыс€чи лет. ј ведь нашей-то новоизобретенной фотографий всего лишь несколько дес€тков лет! “ут, в этих коричневых отпечатках из √роба √осподн€, кроетс€ необъ€снимое чудої.
 ак известно, слово Ђфотографи€ї происходит от сочетани€ двух слов: phos Ч Ђсветї и grapho Ч Ђнаписаниеї и переводитс€ как Ђнаписание светомї, что и определ€ет физическую причину возникновени€ любого снимка. ¬ случае с плащаницей мы имеем дело с образом, написанным светом, или нерукотворным образом. Ќегатив стал известен в ≈вропе только после изобретени€ фотографии, т. е. с начала XIX в., потому догадку, что на плащанице находитс€ негативное изображение, сразу восприн€ли как доказательство подлинности реликвии.
 о времени этого открыти€ изображение на самом полотне выцвело и представл€ло собой лишь не€сные очертани€. ¬от почему негативы —екондо ѕиа, отличавшиес€ необыкновенной €сностью и выразительностью, произвели огромное впечатление и на церковников, и на ученых, и на простых людей. ¬прочем, тогда же возникли и подозрени€ в фальсификации.
Ёто было врем€, когда главным становилось научное мировоззрение, что осложн€лось еще и модернистскими тенденци€ми в самой католической церкви. Ќачавшиес€ первые исследовани€ порождали все новые вопросы. ¬озникли преп€тстви€ и дл€ серьезных исследований плащаницы, поскольку королевский дом отказалс€ предоставить ее дл€ научного анализа. “ем не менее в 1931 г. семейна€ реликви€ —авойского дома была выставлена вновь и сфотографирована известным профессиональным фотографом ƒжузеппе Ёнрие (одна из этих фотографий до сих пор используетс€ дл€ обложек книг о “уринской плащанице). Ќо понадобилось еще более 20 лет, чтобы научное сообщество окончательно признало фотографии ѕиа и Ёнрие историческим источником. ѕо сути, с этого времени начинаетс€ фундаментальное
изучение плащаницы как религиозного и научного феномена и тайн, св€занных с ее загадочной судьбой.
“кань превращений и чудес
¬начале подверглись анализу и осмыслению снимки 1898 г., сделанные —екондо ѕиа, а затем более поздние и более качественные фотографии. Ќо лишь в 1969 г. ученые впервые были допущены непосредственно к плащанице. ќднако слабо подготовленные эксперименты не привели к каким-то серьезным открыти€м.
¬ 1976 г. эксперты специально созданной международной комиссии в основном занимались гипотезой о средневековом происхождении плащаницы и возможном авторстве портрета, принадлежащего перу или кисти Ћеонардо да ¬инчи (позже мы рассмотрим и это предположение).
Ѕолее скрупулезно плащаница изучалась в 1978 г., и эти исследовани€ принесли совершенно неожиданные результаты. Ќо прежде чем их представить, пора, наконец, рассказать о внешнем облике плащаницы, видимом как дл€ стороннего наблюдател€, так и дл€ ученых, подвергших анализу структуру ткани и само изображение.
— объективной точки зрени€ “уринска€ плащаница €вл€ет собой весьма древнее полотно длиной чуть больше 4 м и около метра шириной. Ќа нем имеютс€ два изображени€ обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг относительно друга, голова к голове. »наче говор€, это изображени€ тела спереди и со спины. –исунок на плащанице не очень €рок, но детален, он одноцветен Ч золотисто-желтый с разной степенью насыщенности. ќтпечаток совершенно точно передает особенности анатомии человеческого тела, чего редко удаетс€ достичь в изображени€х, сделанных рукою художника. Ќа плащанице хорошо видны следы крови из многочисленных ран на теле. Ёто кровоподтеки на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в зап€сть€х и ступн€х ног, от ударов плетей или бичей на груди, спине и ногах. Ѕольшое кровавое п€тно от раны в левом боку. ќбраз на ткани возник тогда, когда тело лежало в погребальной пещере на одной половине плащаницы, а друга€ половина, обернута€ через голову, покрывала тело сверху.
—мерть произошла за несколько часов до того, как тело было положено на полотно, которое сн€ли спуст€ два-три дн€. ќбращает на себ€ внимание, что волосы на голове спутаны, на лице виды усы, несколько раздвоенна€ посредине борода. ѕравый глаз закрыт, левый слегка приоткрыт, подбородок четко очерчен, справа на нем п€тно крови или глубока€ рана. ќпределена и этническа€ принадлежность покойного Ч это Ђчеловек семитского типаї, т. е. того типа, который в насто€щее врем€ можно встретить и среди евреев и среди арабов.
— древних времен плащаница хранилась в сложенном виде, но если ее развернуть, то на желтоватом фоне вдоль по центру можно увидеть светло-коричневые п€тна. –€дом с ними резко выдел€ютс€ темные полосы, по которым ткань обгорела при пожаре 1532 г. »з всего этого ученые сделали определенный вывод: человек, который отпечаталс€ на ткани плащаницы, был приговорен к смерти. ѕо вынесении приговора подвергнут жесточайшему бичеванию, а затем расп€т на кресте. ѕосле этого тело пронзили копьем, сн€ли с креста и погребли, накрыв той самой плащаницей, котора€ подверглась столь подробному изучению. ¬ целом же можно сказать, что картина, отпечатанна€ на полотне, дает неизмеримо больше информации, чем отчет префекта »удеи ѕонти€ ѕилата императору –има “иберию по поводу вынесенного им приговора.
—амое интересное из того, что дало открытие —екондо ѕиа, Ч близость лика “уринской плащаницы и великих творений художников прошлого. ѕравильное с античными чертами лицо, тонкий нос, волнистые распадающиес€ надо лбом и спускающиес€ на плечи волосы, коротка€ бородка Ч таков »исус ƒжотто, таков —пас јндре€ –ублева, таким предстает ’ристос у “ициана, ¬еронезе, –ембрандта, јлександра »ванова; таковы тыс€чи его изображений во всех католических и православных храмах мира.
 аким образом возник этот канонический образ ’риста, прин€тый и «ападной и ¬осточной церковью? ¬полне веро€тно, что прототипом дл€ него послужило как раз изображение на плащанице. ¬едь в раннехристианском искусстве —пасител€ представл€ли чисто символически Ч в виде монограммы, агнца, виноградной лозы, доброго пастыр€, прекрасного ангелоподобного юноши. » вдруг все резко изменилось. ќбъ€снение находим в XVII в., когда первый исследователь христианских древностей јнтонио Ѕозио обнаружил в катакомбах —в€того  алликста фреску с очередным изображением ’риста, совпадающим с каноническим образом. Ѕозио датировал ее началом II в., временем, когда теоретически могли быть еще живы люди, в детстве видевшие живого ’риста. Ќо совершенно уникальный образ »исуса предстает на иконе монастыр€ —в€той ≈катерины на —инае, созданной не позднее VI в. в особой по тем временам реалистической манере. Ёто по сути уже портрет со всеми индивидуальными чертами Ч удлиненные глаза, запавшие щеки, хорошо видимые надбровные дуги, характерный нос, маленький рот, лини€ волос надо лбом... ≈сли сравнить негативную фотографию “уринской плащаницы с образом ’риста из монастыр€ —в€той ≈катерины, то сходство налицо. ќбраз ли плащаницы свидетельствует о точности €вленного древними иконописцами человеческого облика ’риста? »ли это икона подтверждает подлинность плащаницы? Ёто еще один вопрос дл€ беспристрастных ученых.
¬ернемс€ теперь к исследовани€м 1978 г. »х целью было решение трех актуальных задач. ѕервое Ч вы€снить природу изображени€, второе Ч определить происхождение п€тен крови и третье Ч как-то объ€снить механизм возникновени€ образа на плащанице. »сследовани€ проводились пр€мо на полотне, однако без нарушений его материальной структуры. »зучалась спектроскопи€ в широком диапазоне Ч от инфракрасного спектра до ультрафиолета, флюоресценци€ в рентгеновском спектре, проводились микронаблюдени€ и микрофотографировани€, в том числе в проход€щих и отраженных лучах. ≈динственными объектами, вз€тыми дл€ химического анализа, были мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновени€ к ткани.
„то же удалось установить? ѕрежде всего то, что бурые п€тна на полотне действительно п€тна крови, причем по€вившиес€ еще до возникновени€ портрета человека. ƒругое открытие Ч наличие на плащанице пыльцы различных растений, характерных дл€ ѕалестины, “урции, ÷ентральной ≈вропы, т. е. дл€ тех стран, где, как предполагалось, реликви€ проходила свой исторический путь. ќднако объ€снить механизм возникновени€ образа на плащанице оказалось делом неверо€тной сложности, до сих пор до конца неразрешенным.
ѕроблема заключаетс€ в том, что совершенно не €сен механизм образовани€ лика. ќчевидным стало только одно Ч никакой художник не прикасалс€ каким-либо инструментом к ткани, поскольку специалисты не нашли следов пигмента краски. ѕодтвердил это и компьютерный анализ, показавший, что изображение тела на полотне образовалось в результате неизвестного ненаправленного воздействи€. Ѕыло получено и научное доказательство того, что вначале в плащаницу завернули истерзанное и окровавленное тело, а затем произошло нечто непон€тное, оставившее точный двусторонний отпечаток. ”становлено также, что следы от бичевани€ находились на теле и не могли быть нарисованы непосредственно на материи даже самым талантливым художником.
Ёто позволило авторитетным ученым »нститута космических исследований при Ќј—ј после серии сложных экспериментов сделать заключение: Ђƒл€ нас, ученых, возможность фальсификации отпечатка на плащанице была бы гораздо большим чудом, чем воскресение ’риста, ибо это означало бы, что наука XX в. не может сравнитьс€ с изощренностью фальсификатора XIV в., что звучит совершенно нелепо.  ак ученые, мы не можем руководствоватьс€ гипотезами веры, однако в деле плащаницы верить более разумної.
’орошо, возражали ученые противоположного лагер€, а если нерукотворные отпечатки по€вились вследствие естественных химических процессов? “ака€ гипотеза также была проверена несколькими учеными-биохимиками, которые попытались получить подобные отпечатки путем моделировани€. »сход€ из предположени€, что образ на плащанице возник путем химического воздействи€ алоэ, мирры и человеческого пота, они покрывали льн€ным полотном гипсовые статуи и даже покойников, которых обмазывали упом€нутыми веществами. ќбернутые тела помещали на 30 часов в сырую атмосферу, подобную той, котора€ бывает в склепе или гробнице.
ѕродолжительные опыты в конце концов увенчались относительным успехом. ”ченые получили на ткани довольно грубые отпечатки бледно-коричневого цвета. ќни обладали свойствами фотонегатива, который, как и в случае с плащаницей, при пересъемке переходил в позитив. Ќо на этом сходство и заканчивалось. »зображение, полученное таким способом, искажалось до неузнаваемости.  ак в опытах со стату€ми, так и в опытах с покойниками, получались не портреты, а насто€щие карикатуры оригиналов. ƒело в том, что лицо и тело человека имеет рельефную форму, а потому покрывающа€ их ткань принимает отпечатки в трех измерени€х.  огда же матери€ снимаетс€ и складки расправл€ютс€, то изображение расходитс€ во все стороны, как в кривом зеркале. Ќо на “уринской плащанице €сно виден образ с точными пропорци€ми и с безупречной перспективой!
 азалось, до полного признани€ подлинности плащаницы один шаг. Ќо вот в 1987 г. с благословени€ ¬атикана была проведена очередна€ экспертиза ткани, теперь уже с помощью метода радиоуглеродной датировки. ( ак известно, радиоуглеродный метод Ч это способ определени€ возраста объекта, в котором используетс€ распад радиоактивного изотопа углерода —-14. ¬ археологии он €вл€етс€ одним из важнейших методов датировки.) »сследователи вырезали из плащаницы квадрат размером 4x4 см, разделили его на четыре части, одну оставили дл€ контрол€ в ¬атикане, а остальные отправили в лаборатории ÷юриха (Ўвейцари€), ќксфорда (јнгли€) и “уссона (—Ўј). –езультаты их исследовани€ в основном совпали. Ёксперты из трех лабораторий поставили свою подпись под документом, в котором говорилось, что “уринска€ плащаница изготовлена примерно в XIV в. Ёто означало, что независимо от того, как получилось изображение и кто изображен, в полотно никак не мог быть завернут »исус ’ристос.
«ападные специалисты, придерживавшиес€ ранее религиозной точки зрени€, уже готовы были признать свое поражение. “ем более что сам архиепископ “уринский, ознакомившись с результатами исследований, в очередной раз за€вил, что ни он, ни ¬атикан никогда не рассматривали плащаницу как реликвию, а относились к ней только как к иконе.
ќпровергнуть анализ специалистов вз€лс€ российский ученый доктор биологических наук ƒмитрий  узнецов. ќн доказал, что во врем€ пожара 1532 г., в котором побывала реликви€, ткань вполне могла Ђпомолодетьї, изменив свой углеродный состав под воздействием дыма и высокой температуры.
Ёто сообщение в очередной раз взволновало ученый мир, представители которого снова начали выдвигать различные гипотезы, в том числе и весьма смелые. ќдна из них принадлежит физику-€дерщику из ¬еликобритании профессору  итти Ћитлу, предположившему, что льн€на€ ткань подверглась воздействию радиации. »дею подхватили и другие исследователи в области физики атома. ѕо их идее, межъ€дерное взаимодействие произошло в пространстве между телом и полотном под вли€нием неизвестной науке энергии, вызванной чудесным €влением воскресени€ ’риста. »з преобразующегос€ тела мгновенно выделилс€ огромный энергетический поток, от излучени€ которого т€желый водород разделилс€ на протоны и нейтроны. Ќаправленный поток нейтронов Ђнарисовалї сложнейшие отпечатки на ткани, а €дерные реакции нейтронов с азотом способствовали омоложению материала.
≈ще одну гипотезу выдвинули российские специалисты ј. Ѕел€ков и —. —тепанов. — помощью математического моделировани€ они исследовали особое излучение, которое дает более четкий образ отпечатка, ¬ результате анализа возникло предположение, что тело, завернутое в плащаницу, в определенный момент было окружено световидной энергией, форма которой повтор€ла форму тела, а интенсивность ослабевала по мере удалени€ от него. “ак по€вилась гипотеза Ђогненного телаї.
–едкую по красоте теорию предложил немецкий профессор Ёберхард Ћиднер. ќн выразил уверенность в том, что неведомое воздействие, порожденное ¬оскресением, привело к полной аннигил€ции атомов тела, что должно соответствовать переходу материального тела в некую высшую субстанцию. Ќе этот ли результат увидели ученики ’риста, когда не обнаружили тела своего учител€?
ѕодведем итог всем этим гипотезам, включа€ и те, которые представл€ютс€ экзотическими. “ело, веро€тно, не имевшее в определенный момент веса, отделилось от ткани, не затронув сгустков крови. ѕройд€ световой энергией непосредственно сквозь ткань, форма которой повтор€ла форму тела, оставило нерукотворное изображение в виде негативного отображени€ отпечатка, содержащего полную информацию не только о себе, но и о лежащих внутри ткани предметах и цветах.
ћожно не сомневатьс€, что поток дальнейших догадок или прозрений никогда не исс€кнет. ¬едь верси€ о том, что изображение на “уринской плащанице получилось в результате излучени€ радиации, аннигил€ции, Ђогненного сгусткаї и т. д., далеко не до конца раскрывает тайну легендарного образа. ѕричина проста: сам по себе он обладает такими характеристиками, которые даже в совокупности не могут быть одновременно объ€снены любой из ныне существующих гипотез, что лишь обостр€ет зат€нувшуюс€ интригу.
ќ скептиках, вере и тайне
ѕутаница в исторических событи€х, загадочные перемещени€ плащаницы, неоднозначные результаты исследовани€, замешательство церквей Ч все это привело к тому, что в лагере скептиков помимо, разумеетс€, закоренелых атеистов оказались и прагматически настроенные ученые. Ђѕодделкаї, Ђловкий трюкї, Ђхудожественный приемї, Ђоптический обманї Ч такие определени€ то и дело мелькают в св€зи с загадочным полотном. ¬озникает только один вопрос: если все это так, откуда тогда неистова€ энерги€ отрицани€? —оздаетс€ впечатление, будто уважаемые авторитеты во что бы то ни стало старались убедить самих себ€.
ј все потому, что люди еще не сталкивались с предметом, который способен поставить в тупик самое изощренное сознание Ч как материалистическое, так и религиозное. »наче говор€, суть не столько в полотне, сколько в его воспри€тии и понимании. ј оно в разные века и на разном уровне было очень разным.  то-то верит в чудо, кто-то не верит, но пройти мимо него невозможно.
—кептики традиционно выдвигают свой путь доказательств: вы говорите, что плащаница подлинна€, а мы утверждаем обратное. » вот почему. Ќачать с того, утверждают последователи неверующего ‘омы, что ученики плащаницу »исуса не трогали, не забирали и не хранили, поскольку о таком факте ≈вангелие не упоминает. ѕетр только увидел Ђпелены лежащие и пошел назад, див€сь сам в себе происшедшемуї.
ѕосыл здесь такой: в руки учеников погребальные одежды не попадали, потому что нужды в них не было. ƒескать, апостолы видели живого учител€, разговаривали с ним, шли по дороге, вместе обедали, восходили на гору... «ачем после этого им понадобилось ритуальное полотно, в которое заворачивают покойника? ¬опрос, как видим, риторический и сводитс€ к простому выводу: в Ќовом «авете об этом нет речи, значит, и отсутствует сам факт принадлежности плащаницы ученикам.
“ем не менее плащаница существует. ј раз так, перед скептиками сто€ла задача внимательно к ней присмотретьс€ и вывести свои заключени€. ќказываетс€, на самом деле “уринска€ плащаница была Ђсозданаї или Ђизобретенаї в середине XIV в. ѕричем фабриковалась тайно, неким неизвестным мастером, который перед своей кончиной все же призналс€ в соде€нном.   этой версии прилагаютс€ и выводы некоторых ученых. Ќапример, американский исследователь ƒжо Ќикел писал: Ђ» без определени€ остатков радиоактивного углерода и без поиска пыльцы растений, а также других сверхнаучных технических методов исследовани€ имеетс€ избыточное количество данных, чтобы сделать неопровержимое заключение о подложности “уринской плащаницы как погребального савана ’ристаї.
Ќа каких же доводах строитс€ это Ђнеопровержимое заключениеї? √лавные из них состо€т в том, что плащаница не могла пребывать в неизвестности в какой-то период со времен „етвертого крестового похода Ч с этим бы не смирилась средневекова€ церковь. «начит, ее до этого времени и не было, это сам де Ўар-ни заказал будущую реликвию какому-то безым€нному автору.
ƒалее скептики считают, что не совсем €сна упом€нута€ выше ситуаци€ 1389 г., когда епископ ѕьер д'јрси обратилс€ к ѕапе  лименту VII с донесением и описанием полотна. “огда он будто бы пр€мо говорил, что портрет выполнен художником, Ђискусным мастером своего делаї, который пока€лс€ в соде€нном и получил от епископа прощение в своем св€тотатстве. “огда-то ѕапа и обратилс€ к епископу с письмом, в котором приказал держать в секрете тайну создани€ плащаницы под страхом отлучени€ от церкви. —амому же де Ўарни было, как уже говорилось, разрешено выставл€ть св€тыню, но говорить, что это не саван ’риста, а лишь напоминание о нем. » наконец, скептики вопрошают: почему пелены савана »исуса ’риста на прот€жении п€тнадцати столетий сохран€ли свою свежесть в услови€х бесчисленных перемещений и переменчивого климата, но за последние 300 лет тщательного ухода и хранени€ они изменились до неузнаваемости, а изображение на них стало едва различимо?
»дею рукотворности плащаницы, витавшую на прот€жении всего XX в., в целом можно свести к характерному высказыванию американца ”олтера ћак рона во врем€ проведени€ конгресса в г. —анта-Ѕарбара: Ђ»зображение на плащанице имеет следы мазков кисти художника, в частности, на изображении п€тен крови.  аждый, у кого слишком повышены чувства благоговени€ в отношении к полотну, должен до начала его исследовани€ научитьс€ рассматривать его просто как объектї.
ѕоскольку разговор зашел о причастности какого-то живописца к “уринской плащанице, невозможно обойти вниманием еще один занимательный сюжет, св€занный с великим Ћеонардо да ¬инчи. ќсобенно рь€но его отстаивают некоторые искусствоведы, увидев в этой истории определенный авантюрно-приключенческий элемент. ѕо их версии, в 1482 г. Ћеонардо да ¬инчи оставил ‘лоренцию и переехал в ћилан, где в течение 18 лет жил и плодотворно работал как гость герцога Ћодовико —форца. ¬ тот период большое семейство знатного вельможи €вл€лось владельцем “уринской плащаницы, и, конечно же, его глава не мог не поинтересоватьс€ мнением знаменитого гост€ о главной христианской св€тыне.  ак допускают скептики, он вполне мог попросить улучшить ее, поскольку отпечаток исчезал. „то все было именно так, считают, по крайней мере, трое ученых Ч профессор истории университета ёжна€  аролина ƒ. —кавроне и французы Ћ. ѕикнет и  . ѕринс. “о есть после первоначального рисунка спуст€ 135 лет к нему приложил руку Ћеонардо да ¬инчи.
јргумент прост: гениальный италь€нец был большим любителем красивых мистификаций, чего хот€ бы стоит загадочна€ улыбка ћоны Ћизы, чье изображение считают автопортретом самого художника. (“очнее, на параметры своего лица Ћеонардо наложил женские черты.)
ƒ. —кавроне пошел еще дальше, утвержда€, что такой же прием художник использовал и при нанесении на “уринскую плащаницу собственных абрисов головы и тела. ќднако оппонентам американского профессора удалось разве€ть эту легенду, доказав, что форма черепа Ћеонардо никак не соответствует отпечатку на полотне.   тому же величайший знаток пропорций вр€д ли допустил бы искажение некоторых параметров в изображении всего тела ’риста.
“ем не менее верси€ о том, что гений ¬озрождени€ несколько Ђосвежилї контуры многострадального образа, живет и по сей день, плод€ и без того многочисленные фантазии, как ученых, так и мир€н. ћежду прочим, дл€ последних “уринска€ плащаница давно уже стала символом, образом, через который поклон€ютс€ самому ’ристу, а не изображению, независимо от того, создана ли она человеческими руками или нерукотворна. –ассматривал св€щенное полотно, верующие вид€т его св€зь с тем, что сообщаетс€ в ≈вангелии, со страдани€ми и смертью »исуса.
ƒа и католическа€ церковь не особо настаивает на признании плащаницы реликвией, официально счита€ ее иконой. 24 ма€ 1998 г. во врем€ публичного показа плащаницы в “урине ѕапа »оанн ѕавел II в своей приветственной речи сказал: Ђѕлащаница бросает вызов нашему интеллекту, она открывает свой сокровенный посыл только тем, кто наиболее близок ей своим смиренным и в то же врем€ живым умом. ≈е таинственное свечение ставит вопросы о происхождении и жизни исторического лица Ч »исуса из Ќазарета. » так как это не имеет никакого отношени€ к вопросам веры, церковь не может вз€ть на себ€ смелость и ответить на них. ќна довер€ет науке задачу исследовани€ того, что же случилось с полотном, в которое по преданию было завернуто тело нашего —пасител€. ќна предлагает ученым работать с чувством собственной независимости и в то же врем€ со вниманием к чувствам верующихї.
¬ течение многих столетий на долю “уринской плащаницы выпадало немало суровых т€гот. ќна не раз бывала в случайных руках, ее проваривали во вс€ких маслах с целью лучшего сохранени€, она несколько раз горела... ѕоследний пожар случилс€ 11 апрел€ 1997 г. в капелле √варини кафедрального собора в “урине. »звестный италь€нский писатель ¬итторио ћессори утверждает, что этот пожар стал очередной попыткой уничтожени€ плащаницы. Ќа страницах италь€нской газеты ЂOggiї он напомнил, что в 1972Ч1973 годах отмечалось несколько неудачных попыток поджога. Ћюди, именующие себ€ сатанистами, проникали через окно в крыше внутрь капеллы дл€ совершени€ Ђчерных мессї. ј в 1991 г. грабители пытались вскрыть пуленепробиваемый стенд и выкрасть реликвию. “огда лишь чудом удалось спасти ее от полного исчезновени€.
¬ насто€щее врем€ “уринскую плащаницу поместили в посто€нный контейнер, сделанный из камн€ и стекла, который имеет собственное внутреннее освещение. ѕодобна€ конструкци€ даст возможность сохран€ть плащаницу в плоском развернутом состо€нии, а при необходимости освещать ее дл€ целей наблюдени€. „тобы исключить возможность повреждений, ее больше никогда не будут сворачивать.  онтейнер включает в себ€ все системы безопасности, в том числе и против любой формы микробиологических заражений. ¬ случае опасности (в том числе и при пожаре) сработает специальна€ автоматическа€ система и можно будет легко и просто удалить ткань. “ем не менее служители церкви пока не рискуют выставл€ть плащаницу дл€ всеобщего обозрени€. ƒаже во врем€ последней зимней ќлимпиады в “урине ее решили не демонстрировать ни участникам »гр, ни многочисленным туристам.
» все-таки, как же нам относитьс€ к самому существованию “уринской плащаницы, развод€щей процесс постижени€ истины в разные стороны? ќтвет, наверное, лучше знают ученые и богословы. ј может, в конце концов, оставить ее в покое?  ак реликвию тыс€челетий со всеми ее тайнами, испытани€ми и приключени€ми, с ее нелегкой судьбой, в которую люди продолжают пристально вгл€дыватьс€ Ч кто с сомнением, кто с верой, а кто с острым ощущением прошлого и будущего.


 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




MWB - Ѕаннерна€ сеть по непознанному
 
  «агадки истории, орден тамплиеров, тайны, Ћеонардо да ¬инчи, Ќаполеон, ќрден »езуитов, рыцарский орден, рыцари храма, истори€ рыцарей храма, ∆енщины пророки, предсказани€, пророчества, пропавшие римские легионы, јлександр ћакедонский, ассасины, крестовые походы - всЄ это на сайте: " ќрден тамплиеров - загадки истории".    

 


Rambler's Top100 –†¬†–Т¬†–†¬†–Т¬µ–†¬†–≤вАЮвАУ–†–О–≤–В—Щ–†¬†–°вАШ–†¬†–†вА¶–†¬†–°вАУ@Mail.ru
–°–∞–є—В —Б–Њ–Ј–і–∞–љ –≤ —Б–Є—Б—В–µ–Љ–µ uCoz